Долгое время операторы связи видели в телеканалах только источник расходов и пытались любым способом урезать свои затраты, снизить число абонентов в отчете, не заключать договоры с телеканалами, не включать новые телеканалы в свои частотные планы (по крайней мере, кроме телемагазинов, которые, наоборот, платили операторам за их абонентскую базу).
Телеканалы также действовали довольно однобоко в своих стратегиях развития и, работая на бренд, пытались заманить оператора и подписать любой ценой договор. Оператор подписывал договор, в основном если на него давили абоненты или если у его конкурентов такой телеканал был и показывал хорошую смотрибельность.
Больше никаких связей и коллабораций между операторами и решениями для телеканалов и ТВ операторов, за редким исключением, не было.
В наше турбулентное время вопрос становится актуальным. Несмотря на то, что сфера телекома и СМИ не так сильно пострадала от пандемии, как ресторанный бизнес или торговые центры, все же последствия ее уже ощутимы.
Вещатели и операторы оказались в поисках новых вариантов монетизации.
Вообще телеканалы можно разделить на несколько типов.
1. Федеральные общедоступные (то есть обязательные).
2. Бесплатные или условно бесплатные VOD (Video on demand) (оператору они предоставляются либо безвозмездно, либо за несущественную плату). Используют их для «набивки» частотного плана и в рекламных кампаниях, показывая «Более 300 телеканалов в пакете».
3. Платные телеканалы (для оператора возможны варианты оплаты: фиксированный ежемесячный платеж «мингарантия» (от 10 до 100 тыс. рублей) или тариф за абонента (от 0,6 до 15 рублей в месяц), как правило при минимальном числе абонентов не менее 1000 человек. Речь об известных, крупных телеканалах, которые абонент хочет видеть в своем пакете и заявляет об этом.
4. Телемагазины и ряд других телеканалов – принцип взаимодействия другой: телеканалы оплачивают свое присутствие в сетке оператора от 0,5 до 4 рублей в месяц за абонента.
Когда я работал в компании – операторе кабельного телевидения, передо мной нередко вставали следующие вопросы.
• Как сделать сотрудничество с телеканалами еще выгоднее?
• Какие варианты сотрудничества возможны?
• Что может принести оператору сотрудничество с телеканалами и почему оно не реализовано?
• Что могут телеканалы и почему не реализуют?
В тех условиях решениями для телеканалов и ТВ операторов ситуация рассматривалась только со стороны оператора и с точки зрения финансовой выгоды компании. Также я не хотел бы рассматривать эти вопросы со стороны крупнейших федеральных игроков, где иначе выглядит вся схема – и телеканалы могут платить за место в сетке оператора, и оператор ежемесячно может платить телеканалам в 10 раз меньше по сравнению с региональными конкурентами.