Социально

Об этом сообщил Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, выступая на заседании Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал 25 июля 2014 г. в г. Иркутске. При этом, по его словам, необходимо учитывать, что развитие туристской инфраструктуры может происходить только при приоритетном учете природоохранных ограничений. «Уникальность экологической системы озера Байкал, его статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, а также правовые нормы Федерального закона«Об охране озера Байкал» диктуют необходимость при решении социально-экономических задач отдавать приоритет задачам сохранения его экосистемы, минимизации техногенной и антропогенной нагрузки на БПТ, в первую очередь – в пределах ее центральной экологической зоны», — отметил глава Минприроды России. При осуществлении мероприятий по социально-экономическому развитию Байкальского региона необходимо учитывать последние изменения законодательства в данной сфере: 28 июня 2014 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу Байкальской природной территории). Данным законом внесены изменения в Водный и Градостроительный кодексы, Федеральные законы «Об охране озера Байкал», «Об экологической экспертизе», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Документом восстановлен в полном объеме институт государственной экологической экспертизы проектной документации объектов строительства на БПТ в качестве обязательной меры по защите уникальной экологической системы озера Байкал, введен запрет на размещение отходов производства и потребления I-III класса опасности в центральной экологической зоне БПТ. Закон разрешает перевод земель лесного фонда в границах центральной экологической зоне БПТ, занятых защитными лесами, в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий. Согласно Федеральному закону, к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено установление границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал, а также установление порядка осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного экологического мониторинга уникальной экосистемы озера Байкал. Вместе с тем, по словам С.Донского, в настоящее время имеются проблемы как социально-экономического, так и природоохранного характера, которые необходимо решать в тесном взаимодействии и комплексе. В частности, после закрытия производства на ОАО «Байкальский ЦБК» основными источниками негативного воздействия на объекты окружающей среды в центральной экологической зоне БПТ остаются объекты теплоэлектроэнергетики и водоотведения действующих промышленных предприятий, коммунального хозяйства. «Серьезные проблемы связаны с практической реализацией принятых в субъектах Российской Федерации Байкальского региона программ и разработанных схем обращения с отходами, в первую очередь с ТБО. Это проблемы профилактики образования мест несанкционированного размещения ТБО, требующие комплексного решения вопросов сбора, сортировки, транспортировки, использования, обезвреживания и захоронения отходов, что относится к компетенции и задачам органов региональной и муниципальной власти. В Минприроды России, Росприроднадзор регулярно поступают обращения граждан, общественных орга
123f
низаций о нарушении природоохранного законодательства, преимущественно в области обращения с отходами, а также о массовых застройках побережья озера», — подчеркнул глава Минприроды России. В повестку дня заседания включены вопросы о ходе выполнения решений прошедших заседаний Комиссии, а также вопрос о модернизации, реконструкции и строительстве комплексов очистных сооружений в центральной экологической зоне БПТ.