Не выживать в природе, а жить вместе с ней

Редкий экземпляр — личинка водяного жука-плавунца. А вместе с ней — ещё множество различных видов подводных обитателей. Это — находки юных экологов, участников 4-й экспедиции «Школа друзей природы», которая стартовала  в национальном парке «Мещера». Источник для исследований долго искать не нужно — река совсем рядом. Достаточно зачерпнуть и отфильтровать воду. В этом году участников экспедиции ещё больше — примерно 60 школьников Владимирской области и Москвы. Начиная с 4-го и заканчивая 11-м классом. Все они — активисты, те, кто уже с малых лет стал изучать окружающую среду, как говорится, под лупой. Для многих это не первая поездка в школу под открытым небом. Например, для Алексея из Коврова. У него был собственный экологический проект.   АЛЕКСЕЙ, УЧЕНИК ШКОЛЫ г.КОВРОВА: —  Он касался гидробиологии. По видовому составу определяешь состояние реки — в плохом или хорошем. Вот река Бужа, например, служит эталоном, и по ней уже можно определить — какие реки насколько загрязнены. Любовь Колотинина, руководитель учебного центра, пояснила — программа обучения не стоит на месте. Каждый год появляются новые возможности, приезжают новые преподаватели. ЛЮБОВЬ КОЛОТИНИНА, РУКОВОДИТЕЛЬ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА  «ЗАПОВЕДНИКИ» (Г.МОСКВА): — Каждый раз немножко совершенствуется, в зависимости от того, какие у нас бывают специалисты. Обязательно есть работа по кафедрам, есть тренинговые занятия, творческие мастерские, досуговая деятельность, экскурсии, поездки. Вот это традиционный набор. Основные занятия — по утрам и после обеда. Среди них и гидробиология, и болотоведение, и экологическая этика. Вместе с тем есть творческие мастерские. К примеру — ткачество на дощечках. Практика же начинается с выходом в дикую природу. Где ребятам удаётся понаблюдать за зверями, птицами и другой живностью. По словам директора департамента образования Ольги Беляевой,  неделя исследований дает немалый результат. ОЛЬГА БЕЛЯЕВА, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: — Те научные исследования, те находки, которые потом ложатся в основу работ детских — они выставляются на конкурс. И ребята Владимирской области на этих конкурсах выглядят очень достойно, часто занимают призовые места. К слову — это не школа бойскаутов. Ребята учатся не выживать в природе, а жить вместе с ней, говорят сотрудники фонда дикой природы. По их мнению, в школах сегодня недостаточно информации о том, что такое экологический образ жизни. Хотя дети очень открыты этой теме. ОЛЬГА ПЕГОВА, КООРДИНАТОР ПРИРОДООХРАННЫХ АКЦИЙ  ВСЕМИРНОГО ФОНДА ДИКОЙ ПРИРОДЫ В РОССИИ: — Вот вчера, например, на мастер-классе по раздельному сбору мусора у многих были открытия — из чего, например, сделаны их кроссовки. Обычно человек об этом не задумывается, хотя стоило бы. Организаторы отмечают — разницы между детьми из разных городов нет. Все в той или иной степени уже подготовлены. И главное — у них не возникает проблем в общении. В школе уверены — здесь зарождаются будущие  экологические исследования.