Начальник Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу Е.С. Трунов предложил расширить полномочия органов государственной власти субъектов РФ по постановке лесных участков на кадастровый учет

В конференции принял участие начальник Департамента лесного хозяйства по ЦФО Трунов Е.С. В начале доклада Евгений Трунов подробно остановился на анализе ведения учета земельных участков земель лесного фонда в границах лесничеств субъектов РФ ЦФО. По данным ГЛР общая площадь земель лесного фонда на территории округа составляет 22,7 млн.га, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на площади 20,9 млн.га, или 92%. На государственный кадастровый учет «декларативно» поставлено 17,1 млн.га, или 75%, проведено полноценное межевание на площади 5,6 млн.га, или 24,7%. Приведенная статистика оставляет больше вопросов, чем ответов. Докладчик оценил проблемы, возникающие при проведении кадастровых работ на землях лесного фонда: 1)отсутствие специалистов в области земельных отношений в структуре органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений; 2)отсутствие информации о выполняемых работах в рамках госконтрактов по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации, при проведении мероприятий по землеустройству и землепользованию; 3) изменение границ лесничеств (укрупнение); 4)отсутствие взаимодействия между лесными структурами и органами кадастрового учета в регионах; 5)пробелы в законодательно-правовой базе; 6)недостаток финансирования межевых работ, затягивающий постановку на кадастровый учет лесных участков. В своем выступлении начальник Департамента поднял проблему «сельских лесов», ранее находившихся в пользовании сельхозорганизаций. «Подмена понятий «пользование» на «владение» в отношении данной категории лесов позволила выделять в земельные паи лесные участки, а в последующем ставить их на кадастровый учёт и регистрировать право собственности, как физических, так и юридических лиц. Стал возможен и оборот таких участков. Хотя это запрещено федеральным законом. В сельских лесах проводилось лесоустройство, утверждалась расчетная лесосека, участки лесного фонда передавались в пользование. Кроме того, участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, в установленном порядке переводились в земли иных категорий» — подчеркнул Евгений Сергеевич. Учитывая все перечисленные недочеты, Евгений Трунов высказал следующие предложения для повышения эффективности выполнения кадастровых работ на землях лесного фонда ведения учета земельных участков земель лесного фонда в границах лесничеств субъектов РФ ЦФО: — довести до департаментов алгоритм действий при использовании данных о наложении границ участков лесного фонда на земли иных категорий; — внести в ГКН сведения о границах лесного фонда и не допускать постановку земельных участков на кадастровый учет в случае наложения на леса; — предусмотреть проведение оцифровки лесоустроительных планшетов и создание цифровой о
1289
сновы в системах координат, в том числе для целей внесения в данные ГКН, в качестве обязательных подготовительных мероприятий при лесоустройстве; — рассмотреть вопрос об оптимизации работ по постановке лесов на кадастр с учетом целей последующего предоставления в пользование; — осуществлять систематический межведомственный информационный обмен между ГЛР, ЕГРП и ГКН. Материал подготовлен пресс — службой Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.