17 июля 2014 года в Тюмени прошло выездное совещание Федерального агентства лесного хозяйства по вопросам реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Участие в совещании приняли федеральный инспектор по Тюменской области Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО Владимир Черепанов, руководитель рабочей группы по реализации Федерального закона № 415-ФЗ, заместитель генерального директора ФГУП «Рослесинфорг» Александр Мариев, начальник департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу Вячеслав Дробышев, представители заинтересованных органов исполнительной власти и арендаторы лесных участков субъектов Российской Федерации УрФО. Открыл совещание федеральный инспектор по Тюменской области Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО Владимир Черепанов. В первую очередь, он отметил, что внедрение столь серьезных изменений в лесное законодательство – далеко не одномоментное явление. Это сложный процесс, требующий времени, обстоятельного подхода и рассмотрения всех вносимых предложений и замечаний. В связи с тем, что основным уровнем, на котором будут реализованы новеллы Федерального закона № 415-ФЗ, является региональный, необходимо привлечь к обсуждению представителей всех заинтересованных структур. В заключение Владимир Черепанов выразил уверенность в том, что участникам удастся построить плодотворный диалог и сформулировать необходимые меры для успешного внедрения поправок. Руководитель рабочей группы по реализации закона Александр Мариев познакомил присутствующих с основными новеллами ФЗ-415. В частности, важную роль процессе декриминализации отрасли будет играть Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней, которая начнет полноценно действовать через полгода. Александр Мариев сообщил, что на данный момент в ЕГАИС содержится полный объем базовой информации о правах пользования на лесные участки, по договорам аренды. Таким образом, первоначальный объем древесины, которая поступает на рынок, в ЕГАИС собран. По словам одного из авторов закона, нововведения затронут около 800 тысяч отечественных лесопользователей. 1 февраля 2014 года вступил в силу запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд. С 1 января 2015 года обязательными станут: учет всей срубленной древесины; поштучная маркировка дуба, бука и ясеня при экспорте; подача лесной декларации и отчета об использовании леса в электронном виде. Наконец, 1 июля 2015 года необходимо будет декларирование сделки с древесиной в ЕГАИС. Поправки установили и новый порядок транспортировки древесины. Отныне любая ее перевозка без соответствующих сопроводительных документов будет незаконной. Это ликвидирует так называемый серый рынок сбыта. Когда древесина, изначально заготовленная для личных нужд, продается перекупщикам. Причем для частников действуют льготные условия. Ситуацию с оборотом древесины в Уральском федеральном округе озвучил началь
17be
ник Департамента лесного хозяйства по УрФО Вячеслав Дробышев. Он сообщил, что суммарный запас древесных насаждений на территории Уральского федерального округа на текущий момент составляет 7794,25 млн. куб.м. Отмечается стабильный рост числа договоров аренды лесных участков за прошедшее десятилетие. Кроме того, позитивные результаты наблюдаются в сфере борьбы с незаконными рубками. В целом по УрФО в период с 2009 по 2013 годы произошло снижение количества случаев незаконных рубок лесных насаждений на 26,5%, объёма незаконно заготовленной древесины на 52,2% и размера причинённого ущерба на 41,7%. По итогам совещания участниками были внесены предложения по совершенствованию обеспечения законного оборота древесины и законного оборота земель, пресечения незаконного оборота древесины и незаконного оборота земель и межведомственному взаимодействию в Уральском федеральном округе. В частности, субъектам Российской Федерации было рекомендовано привести региональное законодательство в соответствие с Федеральным законом от 28.12 2013 № 415-ФЗ. Также перед ними поставлена задача организовать эффективную работу межведомственных комиссий на региональном и муниципальном уровнях по противодействию незаконному обороту и незаконной заготовки древесины, в том числе по планированию и отчетности о деятельности. Кроме того, на региональном уровне необходимо обеспечить контроль за целевым использованием древесины, заготовленной по договорам купли-продажи для муниципальных нужд и собственных нужд граждан, а также соблюдение запрета на отчуждение гражданами древесины, заготовленной для собственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 415-ФЗ. На уровне муниципальной власти рекомендовано обеспечить учет объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и техники. Фото ОТРК «Югра»